Виды и стили живописи
Вы наверняка знакомы с картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане или «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара, но можете ли вы, не задумываясь, определить живописный жанр, который представляет каждое из этих произведений? Из этой статьи вы узнаете о разделении живописи по ее тематике.
Следующая информация будет полезна в первую очередь новичкам, но даже если у вас уже есть большие познания в истории искусства, убедитесь, что вы знаете все упомянутые жанры. Конечно, самое главное — подкрепить теорию примерами, и здесь тоже каждое понятие приукрашивается несколькими названиями произведений, относящимися к данному жанру.
Начнем с того, что развеем сомнения в том, что на самом деле происходит, когда задают вопрос о жанре или типе живописи. Эти термины часто используются взаимозаменяемо и в здравом смысле относятся к классификации в соответствии с темой, которую создатель поднял в своей работе. Тем не менее, иногда можно встретить деление на виды в зависимости от техники исполнения, например, настенная живопись, станковая живопись и т. д.
Деление живописи на жанры и виды (по тематике)
Обнаженная натура
Обнаженная натура — одна из самых популярных тем в живописи, фотографии и скульптуре, изображающая обнаженное человеческое тело, которое может появляться в одиночестве или в группе, например, «Турецкая баня» Джада Энгра. Также может быть и частью более крупной композиции, относящейся к другому жанру живописи, например, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли или «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
Портрет
Портрет — художественное изображение конкретного лица или группы лиц, направленное на закрепление его образа; в зависимости от способа изображения персонажа и функции данного портрета мы выделяем разные виды изображений из этого жанра.
Пейзаж
Пейзаж — пейзажная живопись, тема которой природа или город. Пейзаж становится самостоятельным и начинает играть важную роль с эпохи Возрождения (например, «Буря» Джорджоне), первоначально она реалистична и стремится максимально точно отразить природу, но со временем принимает все более выразительные формы, например, романтические пейзажи — «Последний путь «Темерер»» Дж. М. Уильяма Тернера, или экспериментальные пейзажи, представляющих собой творческую переинтерпретацию места, представленного художником, например кубистская «Орта де Эбро» Пабло Пикассо или экспрессионистская «Мельница в Дангаст» Эриха Хеккеля; когда фигуры людей или животных лишь дополняют пейзажную композицию, мы определяем их как стаффаж (пейзаж со стаффажем); в зависимости от того, что представляет ландшафт, выделяют следующие подвиды:
- ведута — городской пейзаж, изображение города с характерными для него зданиями, например «Площадь Сан-Марко» Каналетто, «Бульвар Монмартр» Камиля Писсарро;
- марина — морской пейзаж, изображение моря с лодками или кораблями, порта или пристани, а также сцены морских сражений; это был тип живописи, особенно популярный в 17 и 18 веках, например, «Морской порт на рассвете» Клода Лоррена, «Ледяное море» Каспара Давида Фридриха;
- ноктюрн — ночной пейзаж в темных тонах, природа или здания изображены в сумерках, освещены тусклым светом, например «Площадь Виттельсбаха» Александра Герымского; ноктюрн может быть и сочинением на другие темы, например мифологические, Нарцисс Караваджо;
- религиозная живопись — живопись, посвященная широко понимаемым религиозным темам, начиная от иллюстраций сцен из Библии и заканчивая изображениями важнейших библейских фигур, таких как Богоматерь или Христос, и образами святых; в контексте этого жанра очень важно знать атрибуты, характерные для данного персонажа и наиболее популярные иконографические типы;
- мифологическая живопись — живописное изображение с рисунком на тему мифологии, чаще всего греческой или римской, популярное с древних времен и неоднократно предпринятое современными и современными художниками; как в религиозной живописи, так и в других жанрах, в композициях на мифологические темы в качестве фона могут быть обнаженные тела или пейзаж, например, «Три грации» Рафаэля Санти;
- историческая живопись — картина с изображением исторических событий и деятелей, относящаяся к важным моментам в истории государств, народов, цивилизаций, например «Коронация Марии Медичи» Питера Пауля Рубенса, «Клятва горатов» Жака Луи Давида, карикатура репрезентации из серии «Полония» или «Литва» Артура Гроттгера и др.; это тип живописи, особенно сильно развившийся с 18 века, в рамках таких течений, как классицизм или академизм, битва — разновидность исторической живописи, темой которой является изображение сражений, вторжений или военных парадов, например, «Битва при Иссосе» — мозаика из Дома Фавна в Помпеях, «Битва при Сан-Романо» Паолы Уччелла, «Атака в ущелье Сомосьерра» Петра Михаловского и др.;
Ведута
Марина
Ноктюрн
Религиозная живопись
Мифологическая живопись
Историческая живопись
Жанры изобразительного искусства
Аллегорическая живопись
Аллегорическая живопись — жанр живописи, в котором идеи, понятия или отвлеченные понятия персонифицируются в виде человеческих или животных фигур с соответствующими атрибутами или эмблемами, иногда также включенными в характерные позы и жесты, например «Земная и небесная любовь» Тициана, «Победа времени» над любовью» Аньоло Бронзино, «Аллегория живописи» Яна Вермеера ван Дельфта; могут быть персонифицированы черты характера, но также человеческие добродетели и нравственные пороки или более крупные мировоззренческие явления или понятия, например истина, храбрость, церковь/вера, время, искусство, мир и война и т. д.; такие фигуры и аллегорические сцены присутствовали с ранних ступеней развития изобразительного искусства, они были особенно популярны в Средние века и в Новое время, особенно в эпоху барокко, когда дидактическое и нравоучительное измерение художественных произведений играло ведущую роль; жанровая картина — живопись с изображением сцен из повседневной жизни, обычаев и ритуалов, в том числе работы или отдыха.
Натюрморт
Натюрморт — жанр живописи, в котором представление состоит из художественно составленных предметов, чаще всего неодушевленных, таких как посуда, фрукты, предметы быта; композиции этого типа могут иметь чисто эстетическое или символическое измерение и часто дополняют более крупную жанровую, историческую, религиозную или портретную сцену, например, «Ужин в Эммаусе» Караваджо или «Портрет Станислава Августа с песочными часами» Марчелло Баччарелли. абстрактная живопись (нерепрезентативная/беспредметная) — живопись, в которой нет фигур или предметов, известных из реального мира, а есть только абстрактные формы; произведение построено с использованием формы и цветового пятна, не имеет прямого отношения к действительности; этот вид живописи развился в 20 веке, его предшественником является Василий Кандинский; абстрактная живопись делится на лирическую и геометрическую абстракцию.