Рисование для детей 4-6 лет
Даже начальные навыки рисования позволяют ребенку активно знакомиться с окружающим миром, учиться делать собственные умозаключения и самовыражаться. Творчество способствует развитию мыслительной деятельности и учит детей принимать нестандартные решения. Знания и умения, приобретенные ими на уроках рисования, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Развитая моторика и хорошее воображение, внимательное отношение к деталям — основа многих видов деятельности, как в искусстве, научной сфере или технической.
Значение рисования в развитии личности ребенка

Согласно мнению В.А. Сухомлинского, известного советского педагога-новатора, создателя собственной педагогической системы, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Рисование для детей 4 лет невероятно эффективно, так как дает им возможность развиваться не только физически, но и умственно. Уже давно замечено положительное влияние мелкой моторики на работу головного мозга. Тренированные пальцы и кисти ускоряют освоение письма и выработку собственного почерка.
Образы, создаваемые ребенком в процессе рисования, а также фантазийные композиции и сопутствующие им истории, развивают логическое, ассоциативное и пространственное мышление. Все это будет необходимо ему в дальнейшем, во время изучения математики. Детское рисование благотворно сказывается на развитии речевых навыков, а также позволяет:
- знакомиться со свойствами материалов;
- узнавать и различать формы предметов;
- улучшать координацию движений;
- изображать на плоской поверхности бумаги узнаваемые предметы.
Постепенно дети осваивают движения, необходимые для проведения различных линий или создания определенной формы. Это способствует большему осмыслению и оценке происходящих рядом событий, пониманию особенностей окружающего мира.
Как рисование улучшает практические навыки дошкольников

Рисование для детей 5 лет также имеет большое значение, так как вместе с ускорением умственного развития у них формируются:
- представления об окружающем мире и особенностях расположения предметов в пространстве;
- различия в величинах;
- понятия о многообразии цветовой гаммы — холодных и теплых оттенках, контрастных цветах.
В связи с регулярными занятиями рисованием, изучением форм изображаемых предметов, зданий и понимании перспективы у детей происходит увеличение объема имеющихся знаний и словарного запаса.
Приобретенная детьми ручная умелость дает им возможность быть более самостоятельными. Со временем у них вырабатываются такие положительные черты как:
- аккуратность в процессе любого занятия;
- усидчивость, терпение;
- внимательность;
- планирование будущей работы;
- самостоятельность в постановке задач.
Эти свойства характера необходимы каждому будущему школьнику, они заметно снижают нагрузку в начале обучения. Поэтому рисование для детей 6 лет имеет и воспитательное значение. Рисующие дети, благодаря развитому эстетическому чувству, приобретают чувство пропорций и цвета, знания формы и перспективы.
Практика рисования с детьми 4 лет

В этом возрасте дети походят к процессу рисования более осознанно — выбирают для работы разнообразные темы, смело берутся за изображения сложных предметов и представляют их в схематичном, но узнаваемом виде. Большое значение уделяют сюжетному содержанию. Даже в простых композициях появляются природные явления — дождь или снег, облака, космические тела — Солнце, Луна, звезды.
Четырехлетние дети уже знают основные геометрические фигуры и могут их нарисовать. Они не оставляют без внимания даже мелкие детали. И, поэтому, изображая лицо человека, не забывают нарисовать глаза, нос, рот и брови. А волосы могут запросто «уложить» в прическу.
Чтобы малышам было интересно, они могут придумать для своего рисунка увлекательную историю или рассказать друзьям стихотворение, соответствующее выбранной теме. В этом возрасте дети учатся:
- рисовать от общего к частному — начинать с крупных форм и постепенно переходить к деталям;
- проводить тонкие и толстые линии;
- не пересекать границы изображения во время раскрашивания;
- работать с акварелью и гуашью.
Рисование с детьми 5 лет

Пятилетние дети уже более уверенно обращаются с красками и цветными карандашами, могут использовать кисточки разных форм и размеров. Дошкольники уже умеют применять нетрадиционные техники — рисовать пальцами, полусухими жесткими кистями. Они обдумывают особенности будущего изображения и даже составляют план действий. Если занятия проводятся с группой, то дети советуются друг с другом и обсуждают свои действия. Они уже умеют:
- смешивать краски на палитре;
- использовать цветные карандаши, пастель, уголь и другие художественные средства;
- проводить тонкие и широкие линии, различного тона;
- отличать натюрморт от пейзажа, знают особенности портретов;
- рисовать с натуры или использовать для создания композиций фантазию.
Занятия по рисованию с детьми 6 лет

В возрасте шести лет все дети уже понимают важность дисциплины и с радостью занимаются рисованием — осваивают новые техники, могут тонировать бумагу для улучшения восприятия изображения. Они любят рисовать простые натюрморты или отдельные предметы с натуры, а также фиксируют на бумаге свои фантазии. Урок рисования продолжается 60 до 120 минут с небольшими перерывами и дошкольники с возрастающим интересом занимаются творчеством. Перед занятием на определенную тему рекомендуется:
- подготовить к нему детей — прочесть книгу, познакомиться с рисунками и картинами известных мастеров;
- выбрать краски, пастель, сангину или другие средства;
- набрать в емкость воду.
Очень важно, чтобы дети увидели различия между людьми. Одни очень высокие, другие — среднего роста или довольно низкие. А также знали о воздушной перспективе и об изменениях цвета в связи с этим феноменом.